menu

ООО "Сахтиан"

Республика Татарстан

Историческая справка о традициях народного художественного промысла – производства татарской национальной узорной обуви в технике кожаной мозаики (казанской узорной кожи) на территории Республики Татарстан

ООО «Сахтиан» 

    Красиво обработанная кожа издавна занимает значительное место в художественной продукции народов края. Еще в 1 тысячелетии до нашей эры тюркские племена владели искусством обработки кожи.

     Слава о древних ремеслах волжских булгар, предков казанских татар, живёт по сей день во многих языках мира. Булгари (булгарский) – так называлась в средние века цветная ароматная выделанная кожа; именно так называют многие азиатские народы сафьян хорошей выделки. Высокоразвитое ичижное (сапожное) ремесло волжских булгар поражало воображение и славянских соседей. Русская летопись 985 года гласит: «…когда великий князь Владимир Святый победил болгар, осмотрев оных пленников, удивился, что они суть все в сапогах…» К сожалению, точных данных о художественных особенностях, узорах, колорите, технологии кожаных изделий волжских булгар не существует. Как конкретно выглядели ичиги и другие художественные изделия, составляющие знаменитый «товар Булгарский», восстановить не удалось, однако в музеях Республики Татарстан (Болгарский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Национальный музей Республики Татарстан) хранятся свидетельства высокоразвитого кожевенного ремесла: многочисленные детали кроя обуви со следами вышивки, инструменты кожевенников.

      В период Казанского ханства обработка кожи приобретает характер ремесла. Мастера делали ичиги, сандалии, фигурные нашивки. В это же время начинают окрашивать кожу в различные цвета, используя естественные красители. Приемы шитья сохранились до сих пор. Отмечалось и высокое качество дубленых кож. Ичиги воспринимались в едином эстетическом ансамбле не только с костюмом, но прежде всего со снаряжением всадника (стременами, кожаным седлом). Сам тип ичигов формировался как обувь для верхней езды, и их декор соответствовал тому, как смотрелась обувь наездника. Задники выкраивались фигурно с верхним краем в форме язычка. Мягкие голенища имели вверху кожаные нашивки, нередко украшенные блестящими миниатюрными гвоздиками, орнаментальный узор которых напоминал ювелирную зернь.

     Высокие сапоги, расшитые седла. Колчаны для стрел и другие изделия того времени отличались узорчатой нарядностью и пользовались спросом не только в крае, но и далеко за его пределами.

     Старинная традиция обработки кожи продолжилась в 18-20 вв. в производстве знаменитой «азиатской» обуви. «Красивый сафьян. Русская душистая кожа производится в Казани»,- такие описания можно встретить у французских авторов, путешествовавших по России в 19 в. В.Даль упоминает о славе «казанских сафьянщиков и юхотников». Своеобразие казанских сапожек – в уникальном «татарском» шве, соединяющем кожаные узоры в непрерывный орнамент, создающий впечатление «бесшовности». В наши дни мастера Татарстана бережно сохраняют унаследованные от дедов орнаменты и технологию. Великолепные казанские сапожки по сей день вышиваются мастерицами Заказанья вручную.

     Наиболее ранние сохранившиеся образцы татарской мозаичной обуви датируются XVIII – началом XIX вв. В это время татарское национальное искусство кожаной мозаики, шитья «азиатской обуви» было полностью отделено от выделки, дубления и обработки кожи. Необходимое сырье – высокосортный сафьян, иногда юфть, грубые разновидности шагрени – татарские мастера получали в готовом виде как от местных русских кожевенников, так и с рынка, питавшегося привозными товарами. Их усилия были сосредоточены на покрое самой обуви. Труд мастеров при этом был дифференцирован. Одни (преимущественно мужчины) кроили изделия, вырезали фигурный задник, другие (по традиции женщины-крестьянки) сшивали кусочки раскроенной разноцветной кожи, прокалывая отверстия шилом и стягивая швы кабаньей щетиной или шелком; наконец, подошву к готовому ичигу снова пришивали мужчины.

     Главным центром производства «азиатской обуви» была Казань, где, кроме многочисленных индивидуальных, семейных мастерских и маленьких артелей, существовали две крупных фабрики – мануфактуры: купца Абдуллина и купца Файзуллина, где, по свидетельству профессора Л.Фукса, «в большом количестве вышиваются шелком и золотом ичиги… Этою работаю занимаются не только татарские женщины, но и многие русские девушки…».

     К концу XIX в. В самой Казани и ее окрестностях производством узорной обуви было занято несколько десятков тысяч человек. Дорогая казанская обувь славилась по всей России и поступала на ярмарки различных регионов от Петербурга и Нижнего Новгорода до Средней Азии и Сибири. В конце XIX – начале XX веков ассортимент кожаной продукции пополнился новыми изделиями: «дворянскими» полусапожками, дамскими саквояжами, диванными подушками, словом, всем тем, что представлялось для русского покупателя.

     Более скромной поступающей на внутренний рынок, была продукция сельских ремесленников. Очагом ичижного промысла было Заказанье. Появились мастера кожаной мозаики и в других уездах Казанской губернии: Чистопольском, Тетюшском, Мамадышском, Спасском, Лаишевском.

     Замечательные по своим декоративным качествам, богатой орнаментации, сложной полихромии, тонкому чувству материала, национальные узорные ичиги являются во многих случаях подлинными шедеврами татарского народного искусства. Узорные казанские сапожки – ичиги, которые производились миллионами пар в год и были невероятно популярны как в Азии, так и в Европе, завоевали признание на всемирных выставках. В них были обуты ножки великосветских красавиц, герои Льва Толстого, героини Дюма-старшего.

     О признании этого искусства свидетельствуют многочисленные награды: серебряная медаль на Казанской выставке 1880 года, бронзовая медаль на Всероссийской выставке 1882 года в Москве, почетный отзыв на Парижской выставке 1889 года. Образцы казанской узорной обуви этого времени представлены в музеях России (Государственный исторический музей, Российский Этнографический музей) и зарубежья (Немецкий музей кожи, Оффенбах на Майне), а также в музеях Республики Татарстан (Этнографический музей Казанского государственного университета, Национальный музей Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, многие муниципальные и школьные музеи республики).

    Свидетельством этапов истории промысла являются многочисленные фотодокументы. Так, в калужском музее хранится фотоальбом начала XX в. «Женский труд в Казанской губернии», представляющий в том числе, процесс ручной стачки-вышивки узорной обуви. В архиве Национального музея Республики Татарстан хранятся фотодокументы, относящиеся к периоду организации артелей в 1920-х – 1930-х гг.: мастера-закройщики и мастерицы-вышивальщицы в цехах за работой.

    В 20-е годы в Казани возникли пять артелей, а шестая артель имени Г.Тукая – в Арском районе Татарской АССР. В производство изделий была вовлечена большая часть населения сел Заказанья. По рассказам старейшин, только в одной деревне Серда работало до 300 вышивальщиц, а общий объем выпуска национальной обуви составлял 14 млн.пар в год. Вплоть до Второй мировой войны основная часть продукции отправлялась в европейские столицы –Берлин, Париж, Лондон. В ассортимент изделий, выпускаемых артелями, входили не только традиционные ичиги, но и туфли, диванные подушки, коврики, обложки для альбомов, папок, сумочки.

     После окончания Великой отечественной войны промысел пережил второе рождение. В 1961 году ичижные артели были реорганизованы в Арскую и Дубъязскую художественные фабрики. Увеличился выпуск продукции, расширился ассортимент.

     В 1974 году объединением артелей Дубъязской и Калчинской образовалась фабрика – Арское производственное объединение национальной обуви (Арское ПОНО). Был налажен выпуск узорной обуви, которая пользовалась огромным спросом. Эскизы изделий разрабатывали как сами мастера фабрик, так и профессиональные художники, заинтересовавшиеся своеобразием художественного языка народного художественного искусства. Так, по эскизам художницы С.Д.Кузьминых были созданы непривычные для искусства кожаной мозаики сумки, перчатки, кошельки, пояса-ремни, составляющие единый ансамбль.

 

      Разработанные фабрикой модели представляли традиционный народный промысел на многих международных выставках. На Лейпцигской выставке-ярмарке в 1980 году узорные татарские ичиги нашего производства были отмечены золотой медалью. Самое крупное производство было зафиксировано в 1989-1990 гг. – 1 млн. 200 тысяч пар, в том числе 60% изделий народных промыслов. Работало на предприятии 1300 человек, в том числе 750 вышивальщиц (которые собирали узорный верх национальной обуви уникальным татарским швом вручную). Вышивкой занимались в 4-х селах Арского района, 6-ти селах Высокогорского района, 4-х Атнинского района, работал филиал в г. Нижнекамске и цех в Арском объединении. Каждый специалист в данном производстве –специалист ручного труда, сохраняющий вековые традиции. По заключению Всесоюзного Научно-исследовательского института народных художественных промыслов, изделия промысла-татарская национальная обувь – были признаны изделиями народных промыслов на всесоюзном уровне, широко продавались в России, в специализированных магазинах в Москве.

     В 1999 года было создано предприятие ООО «Экоскин» на базе бывшего филиала Арского ПОНО в селе Дубъязы Высокогорского района Республики Татарстан. В 2010 году в связи со сменой учредителей, директора, было реорганизовано в ООО «Сахтиан» с сохранением основного вида деятельности – производство национальной обуви, народного промысла –кожаная мозаика.  В настоящее время на производстве национальной обуви работает 15 человек.  По-прежнему основной ассортимент- татарская национальная обувь. Возрождена традиционная технология производства обуви без клея, методом ручной прошивки (способ соединения верха и низа). Узорную обувь заказывают Государственный ансамбль песни и танца РТ, Татарская государственная филармония им. Г.Тукая, ансамбль танца «Казань», многие фольклорные коллективы из мест компактного проживания татар по всей России.

     Возглавляет предприятие Артемьева Альфия Наилевна – художник и модельер-конструктор национальной обуви. Закончила художественное отделение Ивановской текстильной академии в 1991году. Участник многих экспозиций декоративно-прикладного искусства. Главный художник – Гайнутдинов Ильдус Хазимуллович. Окончил Московский технологический институт легкой промышленности в 1983 году (специальность «Конструирование изделий из кожи»).  Удостоен в 2009 году Республиканской премии в области изобразительного искусства и искусствознания имени Баки Урманче.

https://www.instagram.com/sahtian11/ 

420111, Республика Татарстан, г.Казань, Большая Красная ул., д.8, пом.1133