menu

О НОВОЙ РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 06.01.1999 No7-ФЗ «О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ»

В декабре 2023 года принят Федеральный закон №585-ФЗ от 12.12.2023 «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах». Изменения, предусмотренные этим законом, вводятся в действие с понедельника, 10 июня 2024 года.

По существу, изменения Закона No7-ФЗ минимальны. Фактически они сводятся к признанию возможности деятельности мастеров народных художественных промыслов (далее – НХП) в качестве самозанятых лиц, что соответствует требованиям современного налогового и трудового законодательства, а также к передаче на уровень Правительства РФ функции установления правил и критериев включения организаций НХП в Перечень организаций, которым оказывается господдержка из средств федерального бюджета.

Ассоциация выступала против этой последней новации, так как после ее принятия необходимость внесения малейших изменений в указанные правила и критерии потребует принятия нового постановления Правительства РФ. Однако это положение сохранено во вновь принятом законе.

По настоянию Ассоциации определение понятия «народные художественные промыслы» дополнено в Законе важным указанием, что они являются областью культурной деятельности.

Представители Ассоциации принимали самое активное участие в подготовке заключительного проекта Закона. Именно благодаря нашему участию в работе согласительной комиссии Минпромторга России сохранены без изменения основные положения действующего закона, в частности, порядок отнесения изделий к изделиям НХП региональными художественно-экспертными советами по НХП.

Некоторые важные положения удалось отстоять уже на стадии рассмотрения проекта закона, внесенного от имени Правительства Российской Федерации, в Комитете Государственной Думы по культуре. В частности, было восстановлено положение действующего закона, предоставляющее органам власти субъектов Российской Федерации право оказывать поддержку организациям НХП, включенным в федеральный Перечень.

К сожалению, остались нерассмотренными предложения Ассоциации, направленные на пресечение действий, наносящих ущерб изготовителям изделий НХП. Этот аспект защиты промыслов и отчетности о производстве изделий НХП будет предметом дальнейших законодательных инициатив Ассоциации.

Важно отметить то обстоятельство, что вновь принятый закон послужил заменой многостраничных его вариантов, которые предлагались в течение двух лет, были предметом многочисленных обсуждений и содержали множество новаций, принятие которых нанесло бы непоправимый ущерб организациям НХП.

В частности, предлагалось значительно расширить перечень субъектов, которым оказывают поддержку федеральные органы государственной власти. В их число предлагалось включить художественно-творческие лаборатории, творческие мастерские, а также самоуправляемые организации НХП. Положения об этих новых субъектах поддержки частично противоречили законодательству, были расплывчатыми и практически нереализуемыми. При этом появлялась возможность возникновения коррупционных взаимосвязей.

Предлагаемые саморегулируемые организации НХП наделялись правом так называемой «аккредитации» за определенную плату художественно-стилевых особенностей изделий НХП с последующей регистрацией аккредитованных особенностей во вновь создаваемом государственном реестре художественно-стилевых особенностей и технологий НХП.

При этом поощрялось использование художественно-стилевых особенностей промыслов при изготовлении продукции, не относящейся к изделиям НХП. По существу, таким образом легализовывалась торговля этими особенностями в любых сферах деятельности. Поощрялся и экспорт на территорию России изделий, заимствующих художественно-стилевые особенности российских НХП.

В течение двух лет Ассоциация направляла аргументированные отрицательные заключения на многочисленные варианты нового закона.

Негативное заключение Минэкономразвития России на регулирующее воздействие проекта закона, представленного Минпромторгом России, в основном базируется на возражениях Ассоциации, поддержанных Торгово-Промышленной Палатой Российской Федерации. В результате были полностью отвергнуты предложенные новации, которые могли бы нанести существенный ущерб организациям промыслов.

Это наша с вами общая победа.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона Минпромторгу России предстоит

разработать проект постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего Правила установления мест традиционного бытования народных художественных промыслов и утверждения их географических границ;

-  разработать приказ, устанавливающий Порядок формирования и ведения государственного реестра мест традиционного бытования народных художественных промыслов

разместить государственный реестр мест традиционного бытования народных художественных промыслов в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

разместить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указатель сетевых адресов и страниц официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством которых обеспечивается доступ к сведениям об осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации организациях народных художественных промыслов, размещенным в открытом доступе на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

внести изменения в Типовое положение о художественно- экспертном совете по народным художественным промыслам в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 года No 585-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах».

разработать Порядок формирования и ведения государственного реестра образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

разместить государственный реестр образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

разработать новый правовый акт, определяющий Порядок включения организаций народных художественных промыслов в Перечень организаций народных художественных промыслов, которым оказывается поддержка из федерального бюджета.

разработать приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об утверждении изменений положения о Федеральном экспертном совете по народным художественным промыслам.

Проекты некоторых из перечисленных нормативных правовых актов Минпромторгом уже разработаны и были выложены для их общественного обсуждения или оценки регулирующего воздействия на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/. По некоторым из них у Ассоциации есть существенные замечания, которые были размещены нами на указанном портале. Ознакомиться с этими документами можно в материалах, подготовленных к конференции Ассоциации.

 

Региональным органам исполнительной власти необходимо:

сформировать реестры региональных мастеров народных художественных промыслов, осуществляющих свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"

размещать на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» решений художественно- экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по вопросам отнесения изделий к изделиям народных художественных промыслов, в открытом доступе.

 

О новой редакции Федерального закона

1.2 Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред. от 12.12.2023)

7 июня